28.10.2019Опубликован проект"Об утверждении регламента проведения Федеральной службой по аккредитации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"Ознакомиться с размещенным проектом"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, о внесении изменений в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, об исключении из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза"Ознакомиться с размещенным проектом"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по включению сведений в реестр технических экспертов, исключению сведений из реестра технических экспертов"Ознакомиться с размещенным проектом "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аттестации экспертов по аккредитации, внесению изменений в сведения реестра экспертов по аккредитации"Ознакомиться с размещенным проектом
25.09.2019
Приказ Росаккредитации от 24 сентября 2019 г. № 186 [16.63 Mb] (cкачиваний: 11)
«Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений»
10.07.2019Опубликован проект "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц"Ознакомиться с размещенным проектом
27.06.2019 Вступил в силуПриказ Росаккредитации от 13.06.2019 № 106 "Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации органа по сертификации продукции, процессов, услуг"
12.04.2019Опубликован проект "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по аккредитации по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц"
04.04.2019 Изменение адреса Федеральной службы по аккредитацииВ связи с переездом Росаккредитации в здание правительственного комплекса на территории международного делового центра «Москва-Сити» после 8 апреля прием и выдача корреспонденции, в том числе выдача бланков сертификатов соответствия, будет осуществляться на первом этаже здания по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 (IQ-квартал).
График приема и выдачи корреспонденции:
- с понедельника по пятницу в 9:00 – 14:00,
- суббота и воскресенье являются выходными днями.
При направлении в Росаккредитацию корреспонденции почтовыми и курьерскими службами необходимо указывать адрес получателя: 125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, Федеральная служба по аккредитации.
Корреспонденция, ранее направленная по адресу 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 7, будет доставлена по новому адресу в Росаккредитацию.
02.04.2019 Вступают в силу изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам аккредитации25.03.2019 на
официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 300 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 300).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 300 внесены изменения в следующие акты Правительства Российской Федерации:
- Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437;
- Положение о Федеральной службе по аккредитации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845;
- Положение об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519;
- Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604;
- Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360.
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 300, направлены на реализацию положений Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации»).
Постановление Правительства Российской Федерации № 300 вступает в силу 02.04.2019, за исключением подпункта «б» пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 300, вступающего в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования указанного постановления, т.е. 24.06.2019.
18.03.2019 Вступил в силу
Приказ Минэкономразвития России от 18.01.2019 № 14 "Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ от аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действий аккредитации"Скачать PDF-файл
21.02.2019 Изменения в Методику определения размеров платы за проведение экспертиз22.02.2019 вступают в силу поправки в Методику определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (Методика определения размеров платы за проведение экспертиз) и максимальные размеры платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2019 № 117.
Внесение изменений в Методику определения размеров платы за проведение экспертиз обусловлено необходимостью ее приведения в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также исходя из необходимости совершенствования регулирования с учетом имеющейся практики правоприменения.
Так, с 27.01.2019 вступили в силу новые положения статьи 17 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (часть 29) предусматривающие, что в случае принятия Росаккредитацией решения о приостановлении осуществления аккредитации, заявитель не позднее двух месяцев со дня принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации обязан устранить выявленные несоответствия критериям аккредитации, направить отчет об их устранении эксперту по аккредитации и предоставить возможность оценки их устранения по месту осуществления деятельности заявителя.
Для реализации вышеуказанных норм в Методику введена формула расчета размера платы, причитающейся экспертной организации за оценку устранения несоответствий заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также установлен Перечень работ по проведению оценки устранения несоответствий заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, в том числе по месту осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица, месту осуществления временных работ (Приложение 71 к Методике).
Среди иных изменений в Методике определения размеров платы за проведение экспертиз обращаем внимание на следующее.
Устанавливается требование о документарном подтверждении экспертной организацией всех фактически понесенных экспертной группой командировочных расходов.
Определено, что при условии авансового платежа по договору на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, средства, уплаченные заявителем, аккредитованным лицом сверх размера платы, определяемого в соответствии с Методикой и подтвержденного документарно, подлежат возврату заявителю, аккредитованному лицу в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
В перечни работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (Приложения 2 ? 7 к Методике) включен такой вид работ как экспертиза документа, содержащего описание области аккредитации, проводимая в рамках процедуры подтверждения компетентности.
Внесены изменения в определение корректирующего коэффициента и в процедуру расчета трудоемкости работ по проведению экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемых для органа по сертификации систем менеджмента.
ВАЖНО:
Обращаем внимание, что Сервис расчета размера платы за проведение экспертизы (Калькулятор) на официальном сайте Росаккредитации в настоящее время работает без учета изменений в Методику, что необходимо учитывать это при проведении самостоятельной оценки размеров платы за проведение экспертиз.
Информация об обновлении Калькулятора будет размещена дополнительно.
31.01.2019
Приказ Росаккредитации от 25.01.2019 № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)»
Скачать PDF-файл
25.01.201927.12.2018
25.10.2018Опубликовано разъяснение Росаккредитации об эквивалентности национальных и межгосударственных стандартов
Разъяснение № 10 о применении стандартов14.08.2018На сайте Росаккредитации размещены
разъяснения о применении новых положений Федерального закона об аккредитации при подаче заявлений на предоставление государственных услуг
09.07.2018Разъяснение Росаккредитации о применении нормативных и методических документов
Разъяснение Росаккредитации о применении переменных символов в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии22.06.2018
При оформлении документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016) и "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011), в сертификатах соответствия, декларациях о соответствии при указании обозначения продукции (модель, артикул и др.) допускается использование условных символов на месте переменных знаков, цифр и (или) букв в случаях, когда такие знаки, цифры и (или) буквы однозначно идентифицируют переменные (изменяемые) параметры продукции, не влияющие на показатели, определяемые при подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов. Указанное влияние (отсутствие влияния) определяется экспертом по сертификации на основании надлежащим образом оформленной и заверенной производителем технической документации, которая хранится в составе дела сертификата (в случае обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации) вместе с документом (документами), формализующим(и) мотивированное суждение по каждому из параметров. Отбор образцов осуществляется с учетом влияния переменных (изменяемых) параметров продукции на ее безопасность и иные потребительские свойства. В заключении относительно выполнения требований к продукции на основании оценки и анализа технической документации указывается однозначный вывод о том, что переменные (изменяемые) параметры продукции не влияют на показатели, определяемые при подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов.
В частности, такими характеристиками продукции, не влияющими на соответствие изделия обязательным требованиям технического регламента (технических регламентов), если иное не установлено нормативными документами, являются цвет продукции, исполнение (особенности) потребительской упаковки продукции.
В случае использования переменных символов при обозначении продукции для целей подтверждения соответствия заявитель документально подтверждает их использование исключительно для кодирования указанных выше параметров и несет за это ответственность.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, в поле сертификата соответствия, содержащем сведения о продукции, либо в приложении к сертификату приводится расшифровка значения использованного условного символа.
Росаккредитация продолжает серию обучающих вебинаров по модернизированным компонентам ФГИС Росаккредитации23.05.2018Разъяснение Росаккредитации о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих
17.05.2018
В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) (далее – нормативные документы), Росаккредитация информирует о следующем.
1. В случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.
Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.
2. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ранее действующими версиями нормативных документов, включенных в утвержденную область аккредитации. При этом основания, случаи и процедуры использования ранее действующих версий таких нормативных документов должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.
3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.
4. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).
16.05.2018Информируем о вступлении в силу с 16 мая 2018 г.
приказа Минэкономразвития России от 28 августа 2017 г. № 437 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами» (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2018 г., регистрационный № 50366).
23.03.2018 Вступили в силу изменения в Административный регламент по аккредитации на право проведения негосударственной экспертизыОзнакомиться с документом26 марта вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 № 4 «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, внесению изменений в сведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предоставлению сведений из государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулированию свидетельства об аккредитации и выдаче дубликата свидетельства об аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 №594» (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2018, регистрационный № 50354) (далее – приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 4).
Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 №4 разработан в целях совершенствования нормативной правовой базы в области аккредитации в национальной системе аккредитации и с учетом практики реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также в соответствии с пунктом 5 Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 09.01.2018 №4 с 26.03.2018 заявитель вправе для получения аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий направлять документы, заверенные руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом и печатью юридического лица (в случае, если имеется), только в электронном виде, заверив усиленной квалифицированной цифровой подписью руководителя юридического лица.
Помимо прочего, приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 4 внесены изменения в административные процедуры:
- по аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в части проверки сведений о лицах, заявленных в качестве работников заявителя, осуществляющих деятельность по месту основной работы по трудовому договору с заявителем, на предмет отсутствия в реестре сведений об осуществлении указанными лицами деятельности по месту основной работы по трудовому договору с иным аккредитованным лицом);
- по изменению сведений, содержащихся в реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в части формы заявления; перечня сведений, содержащихся в реестре, подлежащих изменению в рамках административной процедуры; перечня документов, необходимых для осуществления административной процедуры; порядка действий при проверке и изменении сведений, содержащихся в реестре, данных о работниках заявителя, осуществляющих деятельность по трудовому договору с ним по месту основной работы, в отношении которых в реестре имеются иные, противоречащие им сведения о наличии трудовых отношений указанных лиц по основному месту работы с иным аккредитованным лицом и иных изменений).
Также приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 4 внесены иные изменения.
20.03.2018 Росаккредитация проводит общественное обсуждение Политики Региональной организации по аккредитации в отношении участия органов по оценке соответствия в процедурах проверки квалификации. Настоящий документ разработан на основе и в развитие Политики ILAC P9:06/2014 с учетом рекомендаций ЕА-4/18 и APLAC РТ 006/2010.
Ознакомиться с документом и направить комментарии в ФСА можно до 20 мая 2018 г.
Политика Региональной организации по аккредитации в отношении участия органов по оценке соответствия в процедурах проверки квалификации16.03.2018 Опубликован
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.08.2017 № 437
"Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами"
скачать
PDF-файл07.03.2018 Опубликован
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2017 № 677 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г. № 283 "Об установлении изображения знака национальной системы аккредитации и порядка применения изображения знака национальной системы аккредитации" (Зарегистрирован 06.03.2018 № 50272)cкачать PDF-файл27.02.2018 Разъяснение Росаккредитации о соблюдении заявителями, аккредитованными лицами требований критериев аккредитации в части владения и пользования помещениями
В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с соблюдением критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее – Критерии аккредитации), в части владения и пользования помещениями Росаккредитация информирует о следующем.
В силу абзаца второго пункта 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Как ранее указывалось, Критерии аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 в пределах компетенции, делегированной пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Пункты 11, 21, 30, 38 и 46 Критериев аккредитации (в отношении всех типов аккредитованных лиц соответственно) устанавливают требование о наличии по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования помещений. Таким образом, Критерии аккредитации, являясь нормативным правовым актом, устанавливают обязательные применительно к соответствующему типу аккредитованного лица правила о нахождении помещений в собственности или на ином законном основании, предусматривающем одновременно право владения и пользования.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону
и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ:
- граждане и юридические лица свободны в заключении договора;
- условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 422, 432 ГК РФ:
- договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения;
- договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;
- или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
С учетом изложенного, исходя из норм ГК РФ, в целях соблюдения Критериев аккредитации заявители, аккредитованные лица могут иметь помещения на следующих основаниях, помимо
права собственности, предусматривающих одновременно права владения и пользования:
- аренда;
- хозяйственное ведение имуществом;
- оперативное управление имуществом.
В отношении
безвозмездного пользования (ссуды) для бюджетных учреждений необходимо обратить внимание на следующее.
Содержание норм главы ГК РФ, посвященной безвозмездному пользованию, показывает, что договор безвозмездного пользования (договор ссуды) предполагает передачу вещей по договору ссуды не только в пользование, но и во владение ссудополучателя.
Таким образом, так же, как и по договору аренды, по договору ссуды имущество может передаваться либо во владение и пользование (что более распространено), либо только в пользование.
С учетом изложенного, в целях соблюдения Критериев аккредитации бюджетные учреждения могут иметь помещения, в том числе, на основании договора безвозмездного пользования (при отсутствии в договоре ссуды положений о передаче имущества только в пользование).
Дополнительно – по вопросам, связанным с подтверждением права владения и пользования помещениями, с учетом позиций Минэкономразвития России и Росреестра, Росаккредитация информирует о следующем.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
В случаях если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, то правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (пункт 1 статьи 164 ГК РФ). Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусматривается специальное правило для договоров – договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Правила статьи 433 ГК РФ устанавливают, что нарушение требования о государственной регистрации договора лишает стороны такого договора права противопоставлять его третьим лицам, но сами стороны связаны таким соглашением.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ правоотношения, связанные с предоставлением имущества во временное владение и пользование или во временное пользование, возникают из
договора аренды(имущественного найма). Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 609 ГК РФ).
При этом договор аренды здания или сооружения, а равно и нежилого помещения (далее – недвижимое имущество), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 ГК РФ, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 № 53).
Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с передачей недвижимого имущества, принадлежащего одному лицу, во временное владение и пользование другому лицу на срок не менее года, возникают из договора аренды такого недвижимого имущества, который подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Указанные правоотношения регулируются по правилам, установленным главой 34 ГК РФ.
Учитывая положения статей 606 и 421 ГК РФ, в договоре аренды стороны могут по своему усмотрению предусмотреть объем передаваемых прав (временное владение и пользование или временное пользование), что не влияет на процедуру государственной регистрации договора аренды.
Также необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
При изменении договора обязательства сторон сохраняются и измененном виде (статья 453 ГК РФ).
В силу статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно пункту 2 статьи 164 ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, правоотношения, вытекающие из
договоров оказания услуг, регулируются главой 39 ГК РФ, возникают на основании иного вида договора, предметом которого не являются обязательства по передаче имущества.
Отмечаем, что правоотношения, возникшие между сторонами на основании договора оказания услуги по представлению объекта недвижимости (помещения), не являются арендными и, следовательно, заказчик такой услуги не может быть признан законным обладателем прав владения и пользования этим помещением как объектом недвижимого имущества.
С учетом изложенного обращаем внимание, что в качестве законного основания (подтверждения) права владения и пользования помещением
не рассматриваются:
- договор оказания услуг;
- договор на временное (почасовое) владение и пользование помещениями;
- технический паспорт объекта недвижимости;
- свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства и иные аналогичные документы.
13.02.2018 О предоставлении отчетов о результатах деятельности аккредитованных лиц на бумажном носителе
В связи со случаями направления в Росаккредитацию отчетов о результатах деятельности аккредитованных лиц на бумажном носителе или посредством электронной почты Служба обращает внимание на следующее.
Пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) обязывает аккредитованные лица безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается).
Часть 2 статьи 31 Федерального закона № 412-ФЗ предусматривает, что положения пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ в части представления аккредитованными лицами с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее – ФГИС Росаккредитации) сведений о результатах деятельности применяются по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До истечения указанного срока такие сведения могут быть представлены на бумажных носителях одновременно за весь отчетный период.
Следовательно, аккредитованные лица имели законные основания представлять сведения о результатах своей деятельности на бумажном носителе до 28 декабря 2014 г.
Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации» также не предусматривает возможности представления указанных сведений в Росаккредитацию на бумажном носителе.
В целях реализации обозначенного права аккредитованных лиц представлять сведения о результатах своей деятельности с использованием ФГИС Росаккредитации в личных кабинетах аккредитованных лиц предоставлен доступ к соответствующим подсистемам ФГИС Росаккредитации. Порядок использования функциональности подсистем представления отчетности опубликован в инструкциях пользователей личных кабинетов. Также на сайте Росаккредитации размещены Рекомендации о порядке предоставления отчетности о результатах деятельности аккредитованных лиц во ФГИС Росаккредитации.
Случаи проведения технических работ во ФГИС Росаккредитации сопровождаются соответствующими объявлениями на сайте Росаккредитации, которые могут быть использованы аккредитованными лицами в качестве объективных свидетельств при краткосрочном пропуске (1-2 рабочих дня) сроков представления указанной отчетности.
В подсистемах ведения реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, предоставления сведений о выданных протоколах испытаний, исследований и измерений во ФГИС Росаккредитации для аккредитованных лиц предусмотрен функционал прекращения ранее выданных документов о подтверждении соответствия по тем или иным основаниям и отмены ранее выданных протоколов.
Обращаем внимание, что в связи с отсутствием в пределах установленной компетенции Федеральной службы по аккредитации обязанностей или полномочий Службы по самостоятельному внесению во ФГИС Росаккредитации сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц прием данной информации на бумажном носителе или посредством электронной почты с последующим переносом ее во ФГИС Росаккредитации Федеральной службой по аккредитации не осуществляется.
Неоднократное в течение одного года непредставление аккредитованным лицом сведений о результатах своей деятельностью непосредственно с использованием ФГИС Росаккредитации будет являться основанием для приостановления действия его аккредитации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ.